УРОК ТРЕТИЙ
Срок службы и права потрлюбителя за пределами гарантии
Есть в Законе еще два понятия - гарантийный срок и срок службы.
Ну, с гарантийным сроком тут все понятно. А вот что такое срок службы? Я всегда говорю так: срок службы для технических товаров это то же самое, что срок годности для кефира, например, - просроченный кефир выпить можно, но за пределами срока годности ты это делаешь на свой страх и риск, с учетом имеющегося запаса времени и туалетной бумаги

Точно также и со сроком службы для машин - за пределами этого срока машиной пользоваться можно, но уже никто ничего не обещает и не за что не отвечает. И наоборот: в пределах срока службы изготовитель обязан обеспечить возможность безопасного использования товара с точки зрения здоровья человека и экологии, включая возможность ремонта, технического обслуживания и покупки необходимых запчастей.
Конечно, автопроизводителям было бы проще всего установить срок службы, равный 2 годам, например, и даже не забивать себе голову ничем другим. Но маркетинг и конкуренция не позволяют. Только ВАЗ и "китайцы" могут себе позволить установить ограничения по сроку службы. Про VOLVO я такой информации не имею. Поэтому
в силу Закона, если срок службы не установлен, то он равен 10 годам.
Почему я заговорил про срок службы? А потому что для многих является откровением, что по нашему Закону даже за пределами гарантии, но в пределах срока службы, могут быть предъявлены определенные претензии.
Единственная норма, которая посвящена этому вопросу - п. 6 ст. 19 Закона.
Как обычно не стану утомлять вас пересказом этой нормы, а лучше сразу проведу сравнительный анализ по теме, "на что вправе рассчитывать потрлюбитель и как он себя должен вести" в гарантийный период и за его пределами.
Итак, жизнь автомобиля мы делим на два периода - гарантийный (первые 2 года) и постгарантийный (оставшиеся 8 лет от срока службы).
1. Основания для предъявления требований
В гарантийный период потрлюбитель вправе обратиться с претензией
по любому заводскому дефекту, независимо от его размера, существенности и т.п.
В постгарантийный период претензии тоже принимаются, но
только в отношении существенных недостатков товара, возникших по причине заводского брака сборки или материалов (определение см. в уроке № 2)
2. Возможные варианты требований
В гарантийный период может быть заявлено
любое требование из числа предусмотренных ст. 18 Закона (об этом подробно поговорим позже)
В постгарантийный период (внимание!)
изначально может быть предъявлено
только требование о бесплатном ремонте. Однако, если ремонт окажется невозможно провести или в нем будет отказано, то потрлюбитель вправе предъявить
другие требования, предусмотренные ст. 18 вплоть до возврата денег за бракованную машину(!).
3. Обязанность доказывания
В гарантийный период потрлюбитель лишь заявляет претензию, а
сторона продавца должна доказать, что причиной неисправности является нарушение правил эксплуатации или иное эксплуатационное воздействие.
В постгарантийный период
потрлюбитель должен доказать существенность и заводской характер того дефекта, по которому он предъявляет претензию.
На практике это означает, кто заказывает и оплачивает экспертизу. Про экспертизу тоже потом поговорим.
4. К кому предъявляем претензии
В гарантийный период это весь круг указанных в законе представителей торгующей стороны -
изготовитель, продавец, уполномоченная организация, импортер.
В постгарантийный период почему-то продавец из этого круга выпадает -
изготовитель, уполномоченная организация, импортер. Короче, опять VCR попало.
В следующем уроке мы поговорим об обязанности продавца предоставить информацию о товаре.
Социальные закладки