В-третьих и в главных, как показывает опыт стран Восточной Европы, никакого кардинального изменения их отношений с восточным соседом и бывшим "старшим братом" по восточному блоку после вступления в альянс не происходит.
В 1999 году членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м — Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния и Болгария.
Североатлантический договор выдвигает множество требований к странам-кандидатам. Это и укрепление демократических институтов, и соблюдение прав человека, и успешная борьба с коррупцией. Но основным условием полноправного членства является приведение вооруженных сил в соответствие с натовскими стандартами. Впрочем, как правило, масштабные военные реформы проводятся уже после вступления, когда основные расходы на модернизацию ВС стран-новичков берет на себя альянс.
Главным результатом военной реформы в каждой из стран, вступивших в НАТО в 1999 году, стало многократное сокращение численности войск. Чешские и венгерские ВС до вступления в НАТО насчитывали по 200 тыс. солдат, а после — только 55 тыс. и 35 тыс. Численность польских ВС в 1990-х годах составляла около 400 тыс., сегодня — 160 тыс.
Дело в том, что стандарты НАТО (в частности, принцип коллективной обороны) требуют максимальной эффективности вооруженных сил. Соответственно, важна не их общая численность, а наличие мобильных группировок, которые можно перебросить в зону конфликта за короткий срок.
Исходя из этого принципа во всех трех странах-новичках первой волны начался постепенный переход на контрактную армию. Сегодня этот процесс завершен в Чехии и Венгрии, в Польше завершение ожидается в 2012 году. По подсчетам Пентагона, реорганизация ВС Польши, Чехии и Венгрии потребует от альянса вложений в размере более $25 млрд до 2009 года. Сами эти страны потратят в общей сложности $10-13 млрд.
Существенную часть этих расходов составил перевод армий на натовские стандарты в соответствии с договорами о стандартизации (STANAG), которые ратифицирует каждое государство-член альянса. Всего таких договоров более тысячи, и они устанавливают не только типы применяемых вооружений и стандарты калибра стрелкового оружия, но и, к примеру, правила допроса военнопленных и нанесения обозначений на карты.
Государства, вступившие в НАТО в 2004 году, стали реорганизовывать свои ВС по тому же образцу, что и их предшественники. Численность их армий сократилась, а служба была переведена на контрактную основу (исключение составляют Эстония и Литва).
Таким образом, отнюдь не очевидно, что проведенные после вступления в НАТО реформы восточноевропейских армий сами по себе сделали положение России менее безопасным. Другое дело расширение зоны ответственности альянса, которое означает, что в непосредственной близости от российских границ будет происходить разнообразная деятельность, в которой можно усмотреть угрозу безопасности России. В странах Балтии, например, уже создана система воздушного патрулирования. С 30 марта 2004 года в балтийском небе постоянно присутствуют четыре натовских истребителя, которые базируются на литовском аэродроме.
Вступление бывших стран-членов восточного блока в НАТО имеет и еще одно неприятное для России последствие: оно приводит к постепенному отказу от вооружений советского образца, доставшихся им в наследство от СССР и Варшавского договора. Впрочем, процесс это длительный и до сих пор окончательно не завершившийся. Начинается, как правило, с менее дорогостоящих видов вооружений, в частности со стрелкового оружия, но постепенно доходит и до более дорогих видов, включая танки и самолеты.
Сразу после вступления в НАТО Польша, Венгрия и Чехия начали закупать более современную технику у США, Германии, Финляндии, Швеции. В 2001 году, например, Венгрия приобрела 14 шведских самолетов JAS 39 более чем за ?800 млн.
Желание снизить зависимость от российского вооружения подтвердила в 1999 году и Словакия, которая еще до вступления в альянс решила выполнить требование США и ликвидировала купленные у Советского Союза ракеты средней дальности СС-23. Однако окончательно Словакия от советской военной техники не отказалась. Не далее как в конце февраля в состав ее ВВС после войсковых испытаний вошли 12 истребителей МиГ-29СД, модернизированных корпорацией МиГ (контракт на модернизацию был заключен в 2004 году).
Переход новых членов НАТО на вооружения, отвечающие натовским стандартам, неизбежно ведет к потере европейского рынка сбыта для российской оборонки. Одновременно в тех странах, где оборонное производство развивалось еще в советские времена, неизбежно его сокращение. К примеру, на вооружении польской армии стоят танки PT-91 собственного производства (модификация советских танков Т-72М1), однако сейчас польское руководство планирует заменить их на американские M1 Abrams.
Все эти очевидные экономические и военные минусы для России, однако, не приводят к ухудшению политических отношений со странами Восточной Европы, недавно вступившими в НАТО.
Если посмотреть на отношения России со странами Балтии, то можно заметить, что они как были стабильно сложными до вступления их в альянс, так и остаются спустя четыре года. Осложняющие их факторы к НАТО никакого отношения не имеют: положение русскоязычных, судебные процессы над ветеранами Красной армии, снос Бронзового солдата и т. п. И даже разразившиеся в первой половине 2004 года дипломатические скандалы (незадолго до вступления в НАТО и сразу после него из всех трех стран были высланы российские дипломаты, а из России такое же число прибалтийских дипломатов) вряд ли можно связать с их вступлением в альянс. Лишь в одном случае в качестве причины высылки россиянина из Латвии упоминался сбор разведывательной информации о структурах НАТО. Дипломата под прикрытием интересовал, в частности, радар, построенный за полгода до того в окрестностях латвийского города Резекне.
То же можно сказать и об отношениях с Польшей, резко обострившихся в 2005 году и в течение двух лет накладывавших отпечаток на отношения России со всей Западной Европой. Причины главным образом лежали в сфере экономики (отказ России от ратификации Энергетической хартии с Евросоюзом, планы строительства Северо-Европейского газопровода, эмбарго на ввоз польского мяса, вето Польши на заключение соглашения Россия-ЕС). Свою роль в нарастании кризиса сыграли и внутрипольские факторы. В частности, приход к власти тандема братьев Качинских, не скрывавших своей проамериканской ориентации. Однако членство Польши в НАТО как причина ухудшения отношений с Россией не упоминалось вовсе.
Мало влияет вступление восточноевропейских стран в НАТО и на другие раздражающие Россию обстоятельства. Конъюнктура рынка вооружений зависит не только от членства страны-покупателя в НАТО, но и от других, сугубо рыночных факторов. В последнее время от российского оружия отказывались и страны, не имеющие к альянсу никакого отношения, например Алжир.
Перейти на натовские стандарты вооружений страна может, и не дожидаясь приглашения стать членом альянса. Это уже сделала Грузия, отказавшаяся от автоматов Калашникова и выбравшая американские винтовки М4.
Размещение на территории страны военной инфраструктуры, имеющей среди прочего и разведывательную направленность, также не связано напрямую с членством в НАТО. Планы по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чехии не натовские, а чисто американские. Вероятно, членство этих стран в альянсе сыграло роль при принятии решения, но это, очевидно, не единственный фактор. Учитывались и географическое положение стран, и наличие инфраструктуры, и лояльность политического руководства.
Наконец, участие в военных операциях под эгидой НАТО вовсе не предполагает обязательного членства в альянсе. В составе коалиции, находящейся под натовским командованием в Афганистане, сегодня присутствуют военные из 14 стран, не являющихся членами НАТО. А в ходе визите Джорджа Буша в Киев президент Украины Виктор Ющенко пообещал увеличить украинский контингент, не связывая это обещание с присоединением его страны к ПДЧ (сегодня в Афганистане в составе натовских сил находятся три украинца — два военврача и один штабной офицер).
Опыт показывает, что после того как членство той или иной страны в НАТО становится свершившимся фактом, риторика российских политиков и государственных чиновников резко идет на убыль. И хотя такого накала, как в случае с Украиной и Грузией, она ранее не достигала никогда, нет никаких оснований полагать, что в нынешнем случае будет как-то иначе.
1.Нато имеет отношение по мандату ООН, +1
2.+1
3.+1
Социальные закладки