Дата: 15.12.2022
Эксперимент: разрушение алюминиевого и стального диска под прессом
Сочный арбуз, дорогие наручные часы, разноцветные драже, модные шлемы для велосипедистов – всё это и многое другое подкладывают под пресс и медленно разрушают на камеру. Записи загружают на видеохостинги, где они набирают миллионы просмотров. Зрители находят их развлекательными и даже умиротворяющими. При этом иногда ролики получаются ещё и познавательными: например, если по очереди сдавить алюминиевые и стальные диски, студенты получат дополнение к уроку по материаловедению, а автомобилисты – подсказку, как выбирать колёса.
Любые эксперименты с гидравлическим прессом – это рискованные действия, которые без надлежащей сноровки и предосторожностей могут привести к трагическим последствиям. Во введение к эксперименту с разрушением автомобильных колёс YouTube-канал Hydraulic Press Channel предупредил: дома не повторять! Давление в десятки тонн приводит к тому, что шины «выстреливают», а диски рассыпаются. Без защитных очков, заградительных экранов и безопасного расстояния никак не обойтись.
Алюминиевый диск под прессом
Когда колесо попадает в яму, оно в мгновение получает сильный удар. Медленно давящий пресс растягивает это мгновение до десятков секунд и показывает, к каким последствиям может привести удар: алюминиевые диски трескаются, разваливаются на куски и становятся неремонтопригодными. Вернуть диску прежнюю форму – значит расплавить его и отлить заново.
Несмотря на термическую обработку алюминия в несколько этапов при производстве, металл всё равно остаётся хрупким. При этом алюминиевые колёса получаются лёгкими, а значит, они меньше тратят энергии на вращение – это снижает расход топлива. Вдобавок из-за лёгкости колёс улучшается торможение, разгон и управляемость автомобиля.
Стальной диск под прессом
Сталь – это сплав на основе железа. Поскольку железо хорошо поддаётся ковке, при производстве стальных дисков используют штамповку. Если попытаться сдавить их под высокой нагрузкой, они потеряют форму, но останутся целыми. Поэтому даже разрушительный удар колесом о выбоину часто оказывается ремонтопригодным случаем. Главное – после раскатки проверить восстановленные колёса на биение.
Недостаток стальных дисков в их весе. Они тяжелят автомобиль и накидывают дополнительные миллилитры к расходу горючего. Вместе с тем стоимость «штампов» существенно ниже: цена в полтора-два раза меньше, чем у «литья». Что касается малой привлекательности, её нивелируют покраской колёс или покупкой колпаков.
Выбор между штампованными и литыми дисками
По ссылке https://autoset.by/shiny-dlya-volkswagen/ можно подобрать диски для Volkswagen всех поколений и модификаций. «Штамповки» стоит предпочесть, если машина «пашет» на плохих дорогах и велик риск попасть в яму либо наехать на посторонний предмет. Даже если случится неприятный удар, скорее всего, вернуть колесу правильную форму получится. «Литьё» красивее, а динамичность автомобиля с ним выше, однако повреждения обычно обходятся невозможностью их восстановить.